В этой статье с изрядной долей юмора рассказывается как православные
парни пытаются искать себе православных невест. В целом репортаж мне понравился
- посмеялся от души. Сразу чувствуется мастерство и профессионализм автора. В
репортаже гармонично переплелись фрагменты опубликованных на портале "самиздат"
http://zhurnal.lib.ru/m/morozow_n/
моих художественных рассказов и то что я рассказал в интервью журналистке
о местах где проводит свободное время православная молодежь (клубы, движения,
мероприятия и пр.), попутно знакомясь. Завершался репортаж перечислением
симптомов наблюдающихся у тех молодых ребят которые так увлеклись поиском
православной невесты, что уже это пахнет клиникой.
В результате получился "Сказ о том, как будущий священнослужитель Морозов
искал себе жену".
Если с художественной и стилистической позиции репортаж очень хорош, то с
содержательной точки зрения в нем довольно много серьезных ляпов. Так всегда
бывает, когда человек пишет о том, в чем не разбирается. Я предлагал Ирине дать
мне почитать черновик репортажа на предмет отслеживания подобных ляпов, но она
моим предложением не воспользовалась. Так как в репортаже упоминаются третьи
лица то возможен конфликт с ними, и пока этого не произошло - я пишу эту статью.
Начнем с названия, фраза "жених Христов" абсурдна. Христовыми невестами
называли девушек, которые отказались от брака ради служения Богу. Поэтому просто
непонятно как могла на вид писхически здоровая женщина придумать такую фразу и
приложить ее к человеку, пусть даже "будущему священнослужителю" но
ориентированному на семейную жизнь? Хоть и говорят, что женская логика не
поддается объяснениям, но не до такой же степени.
Дальше идет еще один ляп: "...поступил на богословские курсы, а недавно
получил диплом об окончании Семинарии...". Я поступил на Высшие богословско-
катехизаторские курсы при семинарии и спустя четыре года получил диплом об их
окончании. Честно признаюсь, объяснить светской журналистке что такое
"катехизаторские курсы" на понятном для нее языке иначе как "что то вроде
вечернего факультета семинарии" я не смог. Однако основное отличие то, что те
кто хотят стать священниками идут на пастырский факультет и именно они живут на
казарменном положении. А я, как учащийся катехизаторского факультета, днем
работал, вечером приезжал учиться а ночевать возвращался домой.
Про то, как батюшка закрепляет за семинаристоами несовершеннолетних
девушек - явный пример до каких диких фантазий может дойти ум светского
человека, пытающегося размышлять о церковной жизни. В церковном хоре немало
несовершеннолетних девочек и они могут знакомиться с семинаристами, и возможно
что пока семинарист учится - девушка подрастет и станет невестой. Такое нередко
бывает, сам видел. Но ни какого закрепления за каким то семинаристом
подрастающей невесты, да тем более со стороны наставника - это просто абсурд! В
средние века было подобное, когда родители заранее договорились что их дети по
достижению совершеннолетия вступят в брак и для этого существовал обряд
помоловки. Если православные прочитают такое, то в пылу праведного гнева захотят
разорвать на куски не только газету но и журналистку, а за одно и того, кто дал
ей интервью (то есть меня).
И еще маленький ляп - девушка в сарафане на фото не имеет ни какого
отношения к попытке создания Морозовым Николаем семьи. Просто в крестном ходу
сфотографировались вместе так как были одеты в похожие по стилю русские наряды.
В этом крестном ходу традиция - одеваться в русском стиле. Что касается клуба
"Православная семья" то я до него так и не дошел, хотя давно думаю зайти туда. А
вот девушка на фото - не только там бывает но и организует паломнические поездки
по святым местам :)
Ну а дальше все вроде бы относительно более-менее достоверно, с поправкой
на то, что частенько цитируются мои рассказы: "Как иван-дурак православную
невесту искал", "Клуб синий платочек", "Проповедь о благочестивом виде певчих".
Почему более-менее? Потому что рассказы - художественные, хотя и основаны на
реальных событиях, и их герои не совсем здоровые православные юноши или слишком
умно-город-певчие хулиганистые девицы. Но так как Рассказы написаны от первого
лица, то журналистка подлавливает меня на этом. Впрочем, я не обидчивый.
"Будущий священник Морозов Николай" получился у Ирины Бобровой этакий
молодой человек у которого от мыслей о православном браке слегка съехала крыша.
Не скрою, было время, когда я слишком сильно увлекался поиском невесты, потом
отдумался и успокоился. Более того, заметил, что я не один такой и даже придумал
название этой болезни: "Обалденный синдром желания создать православную семью".
Симптомами этой болезни и оканчивается репортаж. Болезнь может быть и тяжелая,
но к счастью проходит без медицинского лечения - либо женятся либо
выздоравливают и живут нормальной полноценной жизнью. Я болел, но теперь здоров,
а эта болезнь дала мне творческие идеи для стихов и прозы.
А теперь собственно вопрос: хорошо ли когда светские газеты типа "МК"
пытаются писать о внутрицерковной жизни? Я задаю вопрос не спроста, ибо в ответ
на мое предложение прочитать статью в "МК" многие православные реагировали
гневной бранью (непристойная газета) а узнав, что статья про меня - так вообще
видели во мне чуть ли не антихриста. Так как же быть православному человеку, к
которому обратился светский журналист с просьбой дать интервью. Гнать его прочь
или же соглашаться на сотрудничество? Давайте посмотрим на результат. Я дал
почитать этот репортаж нескольким своим невоцерковленным коллегам по работе и
они сказали что: "МК выставил тебя придурком!" Я спросил "А по каким действиям
придурок? Что хочу если жениться то на девушке с добры нравом, девственице, не
изболованой, из многодетной семьи, православной веры? Или, что вопреки мнению о
"настоящем мужчине" ни кого не хочу затаскивать в постель, а предпочитаю, когда
страсть одолевает - купаться в проруби? Или что имею жизненные принципы и следую
им?" На это ответить было нечем. Так может быть и хорошо, что в этом безумном,
безумном мире даже светские журналисты считают нас, православных, не
нормальными, не такими как все, не от мира сего... Не от этого безумного,
безумного мира.
Что касается недопониманий и умышленной (неумышленной) подстановки фактов
и клеветы, то у нас, у православных есть свои СМИ, в которых мы можем дать
достойный ответ. Не гневный и оскорбительный а конструктивный разъяснительный.
Ведь ляпы в репортаже - это непрофессионализм журналиста. И этот на этот
непрофессионализм надо указать, но спокойно, а заодно и утешить (журналисты -
народ гордый), сказав, что то типа: "Это хорошо что вы хотите написать репортаж
на такую тему. Я вам готов рассказать, но боюсь, что вы не поймете и изложите
плохо. Вот чтобы познать что такое православная дискотека - приходите на нее, но
перед этим вы обязательно должны соблюсти великий пост: ходить в храм,
участвовать в таинствах, ограничивать себя в еде. Иначе вы не увидите
православной дискотеки, а попадете просто на тусовку каких то странных
придурковатых молодых людей.
Мы, христиане, должны проповедовать свою веру, но не тем кто уже ходит в
наши воскресные школы при наших храмах, а тем кто еще вне церкви но уже что то в
церкви его заинтересовало, например, как знакомятся будущие священники.